Детский сад как открытая система.
Заведующий МБДОУ №14 п.Тельмана
Нагога Ирина Моисеевна
«Сделать детский сад местом, где все участники образовательного процесса – дети, сотрудники, родители – будут чувствовать себя комфортно морально, психологически и физически, что позволит детям гармонично развиваться, педагогам – работать эффективно, родителям – реализовать свою роль в развитии и воспитании детей» - именно так коллектив МБДОУ №14 п.Тельмана сформулировал свою миссию.
Для того чтобы осуществить задуманное, мы, сотрудники детского сада понимаем, что описанное состояние детского сада можно достичь только во взаимодействии всех участников образовательных отношений: родителей (законных представителей), детей и педагогов.
На сегодняшний день существует противоречие между высоким уровнем требований родителей к детскому саду и их недопониманием своей ответственности за обучение и воспитание собственных детей. В законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического и интеллектуального развития личности ребенка». Именно поэтому администрация и педагоги детского сада должны донести это положение закона до родителей, чтобы они в полной мере осознали ответственность за образование и развитие своих детей и поняли, что в данной ситуации детский сад и семья – это единомышленники, цель которых создать максимально комфортные условия для развития детей и полноценного проживания дошколятами детства. Наша задача – показать родителям, как они могут участвовать в управлении детским садом и стать нашими полноправными партнерами в образовании и воспитании детей.
В МБДОУ №14 п.Тельмана была разработана Программа развития на 2012-2016 годы, выполнение которой постоянно анализируется и корректируется в соответствии с полученными данными и изменениями нормативно-правовой базы государства.
Основной целью Программы развития МБДОУ №14 п.Тельмана является формирование открытого образовательного пространства детского сада, представляющего собой комплексную модель развивающей среды ДОУ, состоящую из трех важных компонентов: пространство развития детей, пространство развития педагогов, пространство развития родителей.
Пространство развития детей включает в себя создание развивающей предметно-пространственной среды группы и детского сада в целом, полностью соответствующей ФГОС ДО; предоставление вариативных дополнительных образовательных услуг в соответствии с запросами социума и необходимостью построения индивидуальных образовательных маршрутов детей; комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей.
Пространство развития педагогов – организация повышения квалификации и формирование у педагогов потребности в саморазвитии для достижения соответствия требованиям Профстандарта педагога; система стимулирования и мотивации педагогов; сотрудничество, сотворчество и интеграция специалистов; взаимодействие с коллективами образовательных учреждений – социальных партнеров.
Пространство развития родителей – предоставление родителям права стать непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса в детском саду и возможности принимать участие в управлении ДОУ.
Формирование открытого образовательного пространства в соответствии с предложенной моделью позволит решить следующие важные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- обеспечение безопасности образовательного процесса;
- обновление содержания дошкольного образования;
- предоставление качественного дошкольного образования;
- оказание востребованных образовательных услуг, их диверсификация;
- повышение доступности дошкольного образования за счет использования вариативных форм;
- профессиональное и личностное развитие педагогов.
Реализация Программы развития осуществляется за счет разработки и внедрения целевых проектов, одним из которых является проект по развитию форм участия общественности в управлении детским садом, целью которого является изменение качества взаимодействия между образовательным учреждением и представителями общественности.
Задачами государственно - общественного управления ДОО являются:
- создание условий для взаимодействия коллегиальных органов управления ДОУ, общественных и профессиональных объединений через реализацию целевых проектов и программ, направленных на развитие учреждения;
-повышение информационной открытости ДОУ посредством публикации сведений о деятельности учреждения на официальном сайте детского сада в сети Интернет, публичной отчетности заведующего, участия родителей в образовательных проектах и других формах совместной деятельности, проведение Дней открытых дверей;
- формирование конкурентоспособного имиджа ДОУ через создание доступной образовательной среды, корпоративного стиля, предоставление качественного и вариативного дошкольного образования; повышение профессионального уровня педагогов и руководителя.
Принципы и механизмы взаимодействия.
При государственно-общественном управлении дошкольным образованием сочетается деятельность субъектов государственного и общественного управления, которая направлена на организацию функционирования и развития дошкольного образовательного учреждения.
В модели государственно-общественного управления МБДОУ №14 п.Тельмана субъектом государственного управления является учредитель МБДОУ №14 «Детский сад комбинированного вида п.Тельмана» - администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области и заведующий детским садом.
Субъектами общественного управления МБДОУ №14 п.Тельмана являются коллегиальные органы управления учреждением, общественные и профессиональные объединения, среди которых Совет МБДОУ №14 п.Тельмана, общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, профсоюз, Родительский совет, Родительские комитеты групп. Функции, права и обязанности членов перечисленных коллегиальных органов управления ДОУ четко регламентированы соответствующими локальными актами.
Субъекты государственно-общественного управления МБДОУ №14 п.Тельмана находятся в тесной взаимосвязи, которая позволяет выбирать эффективные модели развития ДОУ.
Условия, обеспечивающие результативность общественного участия:
- реализуемые проекты и программы должны затрагивать всех участников образовательного процесса, быть значимыми не только для учреждения, но и для воспитанников и их родителей (законных представителей);
- вся деятельность ДОУ должна быть максимально прозрачной;
- проекты и программы, реализуемые при поддержке ГОУ ОУ, должны быть доведены до логического завершения, иметь реальный результат.
За 2014 -2015 годы при поддержке органов государственно-общественного управления детского сада были достигнуты следующие результаты:
- переработаны нормативно-правовые акты, регламентирующие функции, права и обязанности коллегиальных органов управления ДОУ;
- проведена работа по созданию безопасных условий организации образовательного процесса: установлены домофоны на калитках обоих зданий детского сада и дополнительное освещение;
- представители родительской общественности приняли участие в обсуждении Положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса и Положения о правах и обязанностях участников образовательного процесса;
- проведено анкетирование родителей с целью определения уровня удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг, при этом члены Совета детского сада обрабатывали результаты анкетирования. Качество образования в ДОУ было высоко оценено родителями: 84% опрошенных поставили 9 и 10 баллов по 10-ти бальной шкале. При этом, выявленные недостатки послужили поводом для принятия дальнейших управленческих решений;
- принято решение о проведении весеннего субботника по благоустройству территории: было демонтировано изношенное оборудование, покрашены забор и элементы игровых площадок, спилены сухие ветки, обрезаны кусты и вывезен мусор;
- при одобрении общественности начата работа над реализацией проекта «Экологическая тропа»: разбиты цветники грядки с последующей высадкой цветов и рассады овощных культур, установлена теплица, разработаны маршруты экологических троп для каждой группы;
- разработано и принято Положение о добровольных пожертвованиях и целевых взносах в МБДОУ №14 п.Тельмана.
Какие же преимущества в привлечении родительской общественности к управлению детским садом и их вовлечении в образовательный процесс? Участие родителей в жизни детского сада позволяет им увидеть процесс функционирования ДОУ изнутри. Осознав, какие сложности возникают перед администрацией детского сад при управлении образовательной организацией, какие ограниченные ресурсы мы имеем для решения возникающих проблем, родители становятся нашими единомышленниками и партнерами. Достижение некоторых из перечисленных выше результатов было бы невозможно, если бы они не нашли поддержки и помощи у родителей.
Открытость детского сада и информирование общественности о нашей деятельности повышает нашу привлекательность и уровень доверия родителей к происходящему в стенах ДОУ.
Для того чтобы обеспечить выполнение требований государственной политики Российской Федерации в области образования, МБДОУ №14 п.Тельмана продолжит работу по привлечению общественности к управлению ДОУ, будет разрабатывать и внедрять новые формы участия родителей в образовательных отношениях.