Здоровье детей в наших руках
Народная мудрость гласит: «Береги здоровье смолоду». Но сегодня состояние детей вызывает большую тревогу. Согласно статистике, только один ребенок из десяти считается условно здоровым. А остальные?! Это же 90?%! Получается, что большинство детей дошкольного возраста имеют заболевания! Поэтому одна из самых главных задач родителей, дошкольных учреждений и врачей – сохранение и укрепление здоровья детей.
Так, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за 2001-2004 годы, частота болезней костно-мышечной системы увеличилась на 80%, мочеполовой – на 90%, нервной системы и органов чувств – на 35%, системы кровообращения – на 56%, эндокринной системы – на 90%. Более 50% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма: 30-40% - со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз); 20-25% - со стороны носоглотки; у 30-40% дошкольного возраста имеются неврологические проявления; у 10-23% - аллергические реакции. К 6-летнему возрасту увеличивается число детей с пониженной остротой зрения.
По мнению ученых, здоровье взрослого народонаселения на 75% определяется условиями его формирования в детстве. Именно поэтому задача сохранения и укрепления здоровья ребенка, как для семьи, так и образовательного учреждения, по-прежнему остается актуальной.
— Данные многолетних наблюдений за состоянием здоровья российских дошкольников показывают, что количество проблем, которые необходимо решать для обеспечения благополучного развития детей, увеличивается. Это связано с целым рядом обстоятельств и, прежде всего, с пониманием того, что здоровье ребенка – сложный, системный процесс. Он включает в себя не только физическое благополучие ребенка, но и психофизиологическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное.—
Прежде всего, здоровье ребенка зависит от обстановки в семье, от того, насколько родители внимательны к ребенку, установили с ним доверительные отношения, считаются с ним как с личностью. Поскольку значительную часть времени дети проводят в детском саду, многие родители уверены, что все эти задачи должны решаться там. Но успешное развитие ребенка возможно только в том случае, если правила поведения и отношения между взрослым и ребенком в детском саду и в семье не противоречат друг другу. Можно привести простой пример, когда ребенок самостоятельно одевается и обувается в присутствии педагога и перестает это делать, когда появляется кто-то из членов семьи и принимается завязывать ему шнурки.
Воспитатели уделяют значительное внимание формированию здорового образа жизни, рассказывая о том, что полезно или вредно для здоровья, о правилах личной гигиены и многом другом. Вместе с тем родители, которые являются моделью поведения для малыша, могут позволить себе курить в присутствии ребенка, не мыть руки по возвращении с прогулки. Нередко ребенок, изображая взрослого в игре, берет на себя роль пьяного, курильщика или человека, не соблюдающего общепринятые нормы. Ребенок готов усваивать нормы и модели поведения, которые демонстрируют близкие взрослые. Этот ресурс нужно использовать в правильном направлении, поддерживать детское здоровье личным примером и разумной организацией жизни всех членов семьи.
В современных условиях не обойтись и без новых научных знаний о профилактике различных заболеваний, в частности, о прививках и вакцинации. Проблема профилактики детских заболеваний является задачей и детского сада, семьи. Родители должны быть осведомлены о тех медицинских процедурах, которые должен проходить ребенок в том или ином возрасте, и принимать ответственные решения с учетом особенностей ребенка.
Физическое здоровье детей – неотъемлемая часть их общего благополучия. Но мне не хотелось бы говорить о физических упражнениях, посещении секций и специальных занятий, хотя и это важно. Удовольствие от двигательной активности, совместные прогулки, игры на свежем воздухе и, главное, позитивное отношение взрослого к стремлению ребенка выразить себя в движении – все это является залогом здоровья ребенка.
Благополучное развитие предполагает создание особой атмосферы принятия ребенка. Важно, чтобы не только педагог выражал позитивное отношение к ребенку, но и сверстники включали малыша в игры и занятия, устанавливали с ним дружеские отношения.
Значимым показателем гармоничного развития ребенка является высокий уровень его познавательной активности. Эта естественная активность должна быть поддержана специальными формами деятельности, например, через организацию деятельности, в которой принимают участие педагоги и близкие взрослые. Участие близкого взрослого в делах ребенка не только во многом определяет то, чем увлекается ребенок, но и задает тот уровень интенсивности, с которым он действует. Часто ребенок готов поделиться со взрослым своими открытиями, переживаниями. Но, к сожалению, далеко не всегда взрослый способен услышать его и, отложив дела, поддержать. Внимание родителей показывает ребенку, что он на правильном пути, и его стремление узнать новое ценно для окружающих. Впоследствии это стремление перерастает в интерес к систематическому освоению человеческой культуры.
Обобщая все сказанное выше, хочется еще раз отметить ту неоценимо важную роль, которую играет семья в сохранении и укреплении здоровья детей. Бывает, что ребенок рождается слабеньким и уже с рождения за ним тянется целый шлейф заболеваний. Но принятие ребенка таким, какой он есть, безоговорочная родительская любовь и забота творят чудеса. Когда в семье гармония – родители живут интересами ребенка и учат детей с уважением относиться к своим родителям и окружающим взрослым – дети растут в психологически комфортном окружении, они чувствуют надежный тыл и, попадая в новую обстановку (будь-то детский сад или другой детский коллектив) они практически не испытывают дискомфорта и легко находят общий язык и со сверстниками и взрослыми. А ребенок, находящийся в комфортных условиях, болеет гораздо реже ребенка, постоянно испытывающего какой-либо стресс.
Если же в семье каждый живет своей жизнью – папа, придя с работы, усаживается перед телевизором, мама гремит на кухне кастрюлями, а ребенок щелкает «мышью» компьютера, то это скопление людей трудно назвать настоящей семьей. Здесь каждый чувствует себя одиноким, может быть и не осознает это до конца, но чувство ненужности присутствует. Конечно же, каждый человек после трудового дня имеет право отдохнуть и расслабиться, но не надо забывать, что маленький человечек, который находится рядом с вами имеет такое же право на ваше внимание и любовь. Обнимите его крепко-крепко, поцелуйте, расскажите, как сильно его любите, а затем поиграйте вместе в игру (настольную или подвижную), сходите вместе на прогулку, почитайте книгу – наверняка у вас есть какое-нибудь занятие, которое будет интересно для всех.
Психологи утверждают, что ребенок для того, чтобы чувствовать себя счастливым, должен получить достаточное количество тактильных ощущений – не менее 10 раз в день (я имею в виду объятия, разнообразные тисканья) и он должен каждый день слышать, что его любят. Если же ребенок недополучает положительных тактильных ощущений, он будет делать все, чтобы к нему прикоснулись, пусть даже это будет шлепок, толчок и др. Он будет носиться, вредничать, провоцировать других детей, чтобы ему врезали, т.е. всячески стремиться получить свои тактильные ощущения. И поверьте, в каждой группе есть такие дети, которых дома недолюбили, недоцеловали, а в детском саду они стремятся получить свою порцию тактильных ощущений…
Так давайте же вместе любить наших детей, обнимать их и заботиться о них. Тогда и здоровье будет крепче и у детей, и у родителей.